Статьи

Меньше правил, больше требований

В течение последнего года в сфере внутренних пассажирских авиаперевозок приняты меры по развитию конкуренции и расширению доступа к осуществлению этого вида услуг. В то же время, требования к авиаперевозчикам становятся более строгими.

За последний год рынок внутренних пассажирских авиаперевозок претерпел ряд существенных изменений. Причем, многие из этих изменений будут способствовать развитию конкуренции в отрасли, официально признанной «высококонцентрированным рынком с недостаточно раз - витым уровнем конкуренции».

Почти год назад – в апреле 2012 года – впервые появилась практика участия трех авиаперевозчиков в выполнении наиболее популярных рейсов. Рейсы, связывающие Алматы с Астаной, Карагандой, Шымкентом и Усть-Каменогорском, переданы в конкурентную среду и пассажирам теперь есть из чего выбирать .

Кроме того, с 10 июля прошлого года законодательно отменено конкурсное распределение внутренних авиамаршрутов среди казахстанских авиакомпаний. Дальнейшим этапом либерализации рынка авиаперевозок планируется сделать отмену функций Комитета гражданской авиации ( КГА ) по утверждению графиков расписаний регулярных внутренних рейсов .

В целом, увеличение числа авиакомпаний, работающих на тех или иных направлениях, объявлено одной из важнейших целей развития отрасли в этом году. По заявлению министра транспорта и коммуникаций Аскара Жумагалиева, предпринятые меры позволили только за 10 месяцев 2012 года увеличить количество обслуживаемых аэропортами пассажиров на 12,5% до 7,5 млн человек .

Несмотря на законодательное смягчение правил деятельности на рынке регулярных авиаперевозок, в декабре 2012 года Министерство транспорта и коммуникаций ( МТК ) представило новые квалификационные требования к авиакомпаниям, претендующим на регулярные пассажирские перевозки . В документе , в частности , регламентируется финансовая часть, а именно сумма, которая должна быть у компании для осуществления рейсов . Также обязательным требованием является наличие, как минимум, трех самолетов.

Но самое главное требование - авиакомпания в Казахстане не может рассчитывать на регулярные рейсы , если она не получит сертификат IOSA - сертификат безопасности полетов Международной ассоциации воздушного транспорта. Однако эта норма начнет действовать только с 1 января 2015 года .

Несмотря на недовольство многих компаний, ужесточение квалификационных требований , вероятно , пойдет на пользу пассажирам . О необходимости принятия активных мер в этой области ясно свидетельствуют последние трагедии, случившиеся в авиационной сфере Казахстана .

Конкурсы на осуществление авиаперевозок сохранились сегодня лишь на субсидируемых государством авиамаршрутах. Из существующих сегодня, по данным МТК, 46 утвержденных маршрутов 8 являются субсидируемыми государством. Это авиамаршруты, не являющиеся привлекательными для авиакомпаний с точки зрения коммерческой выгоды , но пользующиеся спросом среди населения. Такие маршруты осуществляются при поддержке из госбюджета. К субсидируемым маршрутам относятся внутренние авиарейсы из Астаны в Семей, Жезказган, Петропавловск, Павлодар, авиамаршруты из Алматы в Кокшетау, Петропавловск , а также рейсы из Караганды в Кызылорду и Усть - Каменогорск .

В середине февраля текущего года МТК утвердило новые правила про - ведения конкурса и выдачи свидетельств на субсидируемые авиамаршруты . Согласно новым правилам , к участию в конкурсе допускаются авиакомпании, зарегистрированные в РК, имеющие сертификат эксплуатанта и соответствующие всем требованиям безопасности. Также авиакомпания должна иметь допуск на выполнение регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок .

Развитие конкуренции на рынке регулярных пассажирских авиаперевозок является для Казахстана крайне важной задачей. Сейчас у пассажи - ров накопилось немало претензий : и по стоимости перелетов, и по качеству обслуживания, и по безопасности . Решению многих проблем будет способствовать активная конкуренция и «борьба за пассажира». От государства же требуется пред - принимать все меры , чтобы эта борьба была честной , а обеспечение безопасности полетов стало бы для всех участников рынка основным условием работы .
Made on
Tilda